
«Добро помнила и помню. Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела. Мало только сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе своей, что выдюжила, не сломалась, не сдалась…» М. Плисецкая
Плисецкая Майя Михайловна – великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами.
Жизнь Майи Плисецкой всегда была связана с балетом. Она родилась в Москве в 1925 году. Ее отец, Михаил Эммануилович Плисецкий, был сотрудником треста «Арктикуголь», а мать, Рахиль Михайловна Мессерер, играла в немом кино в 1920-х годах. Родные брат и сестра Рахили Мессерер, Асаф и Суламифь, были выдающимися танцовщиками и работали в Большом театре. И это, вероятно, сыграло решающую роль в судьбе будущей балерины Майи Плисецкой. Впоследствии она говорила, что в детстве балет не был ее страстью, ее больше интересовала драма, но родители настояли на учебе в Московском хореографическом училище.
В 1934 году реверанс в адрес приемной комиссии училища решил судьбу Майи Плисецкой: ее приняли в класс Евгении Долинской. Позже ей довелось учиться у Елизаветы Гердт. Несмотря на семейную трагедию (арест и гибель отца в 1938, арест и ссылка матери) и войну, она окончила училище и в 1943 году поступила на работу в Большой театр.
На сцене Большого Плисецкая танцевала до 1990 года - неслыханное и замечательное долголетие. Она исполнила все главные партии из репертуара Большого за исключением Жизели в одноименном балете.
В ее послужном списке - роли в классических постановках: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот». Она стала первой исполнительницей таких партий, как фея Осени («Золушка»), Хозяйка Медной горы («Сказ о каменном цветке»), Сюимбике («Шурале»), Эгина и Фригия («Спартак»), Мехменэ Бану («Легенда о любви»).
Исполнение Плисецкой партии Одетты-Одилии в «Лебедином озере» в 1947 году потрясло театральную Москву. Этот спектакль с участием молодой балерины был главным «культурным десертом» для высокопоставленных гостей столицы СССР.
Другим прославленным номером Плисецкой стала миниатюра Михаила Фокина на музыку Камиля Сен-Санса «Умирающий лебедь». Ее несравненная пластика, гибкая и выразительная спина, невероятные руки поражали зрителей. У балерины даже спрашивали, есть ли у нее кости в предплечьях.
В течение нескольких лет Плисецкую, признанную молодую звезду Большого, не выпускали на гастроли за границу. После первого же визита в Америку в 1959 году она стала мировой звездой. Вместе с труппой Большого театра она объездила буквально весь мир. Познакомиться с этой красивой, талантливой и обаятельной женщиной считали за честь президенты и короли. Ее узнавали на улицах. Когда Плисецкую представили Сальвадору Дали (это была случайная встреча в одном из парижских ресторанов), знаменитый художник выдал почти весь известный ему запас русских слов: «Балерина. Майя. Россия».
Майя Плисецкая никогда не останавливалась на достигнутом. Став лучшей классической балериной эпохи, она начала изучать испанские танцы и играть в современных балетах. Когда в 1967 году знаменитый кубинский хореограф Альберто Алонсо поставил специально для нее «Кармен-сюиту», министерство культуры во главе с Екатериной Фурцевой пережило потрясение. Этот легендарный балет закрывали, запрещали возить на гастроли, и все же Плисецкой удалось станцевать его около 350 раз, из них 132 раза - в Большом.
В 1970-х Плисецкая танцевала у двух самых знаменитых французских хореографов своего времени - у Ролана Пети в «Смерти розы» и у Мориса Бежара в «Айседоре» и «Болеро». Последний балет Майя Михайловна называет своим самым любимым.
Как и всякий талантливый человек, Майя Плисецкая не ограничивала свою творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снялась во многих лентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.
О жизни и судьбе балерины снято несколько документальных фильмов, а сама она написала и издала серию мемуаров, где описала свою жизни откровенно и беспристрастно.
На всех фото талантливая танцовщица выглядит сильной, яркой и дерзкой. Несмотря на средний рост, она всегда казалась чуточку выше других благодаря прекрасной осанке и гордой посадке головы. Такой она и была в жизни, судьбе не удалось сломить эту женщину, которая и в 70 лет выходила на сцену с грацией юной девушки. Возраст - таланту не помеха, и Майя доказала это с блеском. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий, в том числе и зарубежных.
Знаменитой балерине принадлежит немало интересных высказываний, ставших крылатыми фразами. Так, в своих мемуарах она упоминала о Пьере Кардене, как о лучшем по ее мнению дизайнере, а на вопрос о том, как ей удается сохранять прекрасную фигуру, с юмором отвечала, что просто жрать надо меньше. И никаких вам зверских диет.
Майя Плисецкая за свою жизнь удостоилась многих титулов: она и народная артистка СССР, и кавалер ордена Почетного легиона, и почетный профессор нескольких университетов. У нее есть российские ордена «За заслуги перед Отечеством», испанский орден Изабеллы Католической, литовский орден Гедиминаса. Она получала Ленинскую премию и испанскую премию Принца Астурийского. Все ее награды не перечислить, да это и необязательно: она все равно лучшая, красивейшая, главная- балерина Майя.
Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны. Дата смерти балерины - 2 мая 2015 года. Она умерла в одной из ведущих мюнхенских клиник, на девяностом году жизни. Официальная причина смерти – сердечный приступ.
Майе Плисецкой посвящен памятник в Москве, открытый в ноябре 2016 года, в день ее рождения. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором балерина изображена в образе умирающего лебедя. Однако могилы блистательной Майи нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Танцовщица завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.