23 апреля -130 лет со дня рождения Сергея Прокофьева

Портрет Сергея Прокофьева

Музыка для детей Сергея Прокофьева

Дмитрий Борисович Кабалевский, выдающийся просветитель и педагог, отмечал, что «для маленьких любителей музыки сочиняли многие, почти все композиторы, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев. Его детская музыка – не просто дар большого художника детям. Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах, – это одна из важнейших граней всего творческого облика Сергея Прокофьева, окрасившая своим светлым колоритом далеко не только те сочинения, которые были написаны им специально для детей или о детях».

Большинство сочинений для детей было написано почти в одно время – 1935-39 годах. Вернувшись на родину после пятнадцатилетнего пребывания за рубежом, Сергей Прокофьев сразу окунается в кипучую атмосферу новой действительности, интенсивно развивающейся музыкальной жизни России. Композитор не мог не обратить внимание на все возрастающую детскую аудиторию – бурно развивается детская самодеятельность – создаются многочисленные хоры, оркестры, музыкальные кружки, растет сеть музыкальных школ. Первое сочинение для детской аудитории композитор создает в одном из излюбленных жанров – цикле фортепианных миниатюр. Сборник из 12-ти легких пьес «Детская музыка» – светлый, наполненный кристальной чистотой и нежностью, необычностью и сказочностью, стал подарком Прокофьева начинающим пианистам и их преподавателям, получившим легкое и удобное средство сохранять внимание своего ученика и развивать его способности. Работа над «Детской музыкой» поставила перед композитором задачу большой художественной сложности. Фортепианная музыка для детей имеет довольно давние и богатые традиции, и сказать новое слово в этом жанре было нелегко. Композитор очень точно почувствовал в дыхании современной жизни интонации и образы, близкие детям. И в этом, может быть, основной секрет популярности «Детской музыки», которая словно сроднилась с восприятием детей уже нескольких поколений. Пять лет спустя, композитор инструментовал для симфонического оркестра семь из 12-ти пьес, входящих в «Детскую музыку». Оркестровый вариант получил новое название «Летний день».

Не менее ценным для детей может и должна явиться встреча с целым рядом произведений Прокофьева – балетами «Золушка», «Сказ о каменном цветке», «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»; оперой на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам»; с музыкой на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», фортепианными пьесами «Сказки старой бабушки»; со всем известной симфонической сказкой для чтеца и оркестра «Петя и волк», написанной в 1936 году на собственный текст композитора, каждый персонаж которой обрисован мелодией, исполняемой определенным инструментом в оркестре или группой инструментов: Птичка – флейтой, Утка – гобоем, Волк – валторнами, а Петя – целой группой струнных. Это произведение – своеобразный мост, перекинутый Прокофьевым из мира сказок в действительную жизнь. Петя – не сказочный герой, а обыкновенный мальчик. И дедушка его – самый обычный, строгий и очень добрый старичок. И охотники – тоже обыкновенные охотники. А вот звери – умеющие «по-человечьи» думать, разговаривать и действовать – это мир сказочный, но сочетающийся с миром живых людей.

«Зимний костер» – увлекательная сюита из жизни ребят для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на стихи Самуила Яковлевича Маршака, и на его же стихи написана большая оратория «На страже мира», где дети являются центральным действующим лицом сочинения. В «копилке» произведений для детей композитора – полная юмора песня-скороговорка на стихи Агнии Львовны Барто – «Болтунья».

Музыка Прокофьева – крупнейшего композитора 20 века – воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характерность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление современной эпохи. Завоевав огромную популярность во всем мире, музыка Прокофьева оказала значительное влияние на творчество многих русских и зарубежных композиторов.

Произведения Сергея Прокофьева, которые поражают неповторимым музыкальным языком, совершенством форм, яркой образной выразительностью и красотой, неизменно входят в репертуар юных и взрослых музыкантов.

«...Сергей Прокофьев сочинял для детей потому, что любил молодость, любил юность, он любил ребят, чувствовал детский мир так, как мало кто из композиторов чувствовал. Даже в тех сочинениях, которые для ребят не предназначались, мы часто слышим юное, молодое звучание, как будто перед нами появился этот молодой детский мир» – так говорил Д.Б. Кабалевский