Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Знаменательные даты

23 апреля днь рождения Сергея Прокофьева

Портрет Сергея Прокофьева

Музыка для детей Сергея Прокофьева

Дмитрий Борисович Кабалевский, выдающийся просветитель и педагог, отмечал, что «для маленьких любителей музыки сочиняли многие, почти все композиторы, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев. Его детская музыка – не просто дар большого художника детям. Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах, – это одна из важнейших граней всего творческого облика Сергея Прокофьева, окрасившая своим светлым колоритом далеко не только те сочинения, которые были написаны им специально для детей или о детях».

Большинство сочинений для детей было написано почти в одно время – 1935-39 годах. Вернувшись на родину после пятнадцатилетнего пребывания за рубежом, Сергей Прокофьев сразу окунается в кипучую атмосферу новой действительности, интенсивно развивающейся музыкальной жизни России. Композитор не мог не обратить внимание на все возрастающую детскую аудиторию – бурно развивается детская самодеятельность – создаются многочисленные хоры, оркестры, музыкальные кружки, растет сеть музыкальных школ. Первое сочинение для детской аудитории композитор создает в одном из излюбленных жанров – цикле фортепианных миниатюр. Сборник из 12-ти легких пьес «Детская музыка» – светлый, наполненный кристальной чистотой и нежностью, необычностью и сказочностью, стал подарком Прокофьева начинающим пианистам и их преподавателям, получившим легкое и удобное средство сохранять внимание своего ученика и развивать его способности. Работа над «Детской музыкой» поставила перед композитором задачу большой художественной сложности. Фортепианная музыка для детей имеет довольно давние и богатые традиции, и сказать новое слово в этом жанре было нелегко. Композитор очень точно почувствовал в дыхании современной жизни интонации и образы, близкие детям. И в этом, может быть, основной секрет популярности «Детской музыки», которая словно сроднилась с восприятием детей уже нескольких поколений. Пять лет спустя, композитор инструментовал для симфонического оркестра семь из 12-ти пьес, входящих в «Детскую музыку». Оркестровый вариант получил новое название «Летний день».

Не менее ценным для детей может и должна явиться встреча с целым рядом произведений Прокофьева – балетами «Золушка», «Сказ о каменном цветке», «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»; оперой на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам»; с музыкой на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», фортепианными пьесами «Сказки старой бабушки»; со всем известной симфонической сказкой для чтеца и оркестра «Петя и волк», написанной в 1936 году на собственный текст композитора, каждый персонаж которой обрисован мелодией, исполняемой определенным инструментом в оркестре или группой инструментов: Птичка – флейтой, Утка – гобоем, Волк – валторнами, а Петя – целой группой струнных. Это произведение – своеобразный мост, перекинутый Прокофьевым из мира сказок в действительную жизнь. Петя – не сказочный герой, а обыкновенный мальчик. И дедушка его – самый обычный, строгий и очень добрый старичок. И охотники – тоже обыкновенные охотники. А вот звери – умеющие «по-человечьи» думать, разговаривать и действовать – это мир сказочный, но сочетающийся с миром живых людей.

«Зимний костер» – увлекательная сюита из жизни ребят для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на стихи Самуила Яковлевича Маршака, и на его же стихи написана большая оратория «На страже мира», где дети являются центральным действующим лицом сочинения. В «копилке» произведений для детей композитора – полная юмора песня-скороговорка на стихи Агнии Львовны Барто – «Болтунья».

Музыка Прокофьева – крупнейшего композитора 20 века – воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характерность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление современной эпохи. Завоевав огромную популярность во всем мире, музыка Прокофьева оказала значительное влияние на творчество многих русских и зарубежных композиторов.

Произведения Сергея Прокофьева, которые поражают неповторимым музыкальным языком, совершенством форм, яркой образной выразительностью и красотой, неизменно входят в репертуар юных и взрослых музыкантов.

«...Сергей Прокофьев сочинял для детей потому, что любил молодость, любил юность, он любил ребят, чувствовал детский мир так, как мало кто из композиторов чувствовал. Даже в тех сочинениях, которые для ребят не предназначались, мы часто слышим юное, молодое звучание, как будто перед нами появился этот молодой детский мир» – так говорил Д.Б. Кабалевский