Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

«Слава и гордость русской музыки» к 150 – летию Е.Ф.Гнесиной

статью подготовила

Сергеева Ольга Викторовна,

преподаватель теоретических дисциплин, концертмейстер

ДШИ №2 г.Каменска - Уральского

Елена Фабиановна Гнесина - легендарная фигура в истории российского музыкального образования. Она является создателем и бессменным руководителем крупнейшего комплекса музыкального образования – учебных заведений имени Гнесиных. Охватывающие все звенья подготовки музыкантов и наибольшее количество специальностей среди музыкальных учебных заведений страны, они завоевали известность и признание во всем мире.

Елена Фабиановна родилась 31 мая 1874 года в Ростове - на - Дону.

Глава семейства - Фабиан Осипович Гнесин был человеком высокой культуры, очень образованным. Музыку любил самозабвенно, хотя сам не пел и не владел никаким инструментом.

Его жена Белла Исаевна была хорошей пиа-нисткой и имела превосходный голос - колоратурное сопрано изумительного тембра. Она могла стать музыкантом или прославленной певицей. Но судьба распорядилась иначе: Белла Исаевна стала матерью 12 детей, семеро из которых выбрали путь профессиональных музыкантов:

В семье Гнесиных постоянно звучала музыка. Старшую дочь, Евгению, в 14 лет отправили учиться в Московскую консерваторию. Затем настала очередь второй дочери, Елены. В 11 лет и она поступает в Московскую консерваторию.

Среди преподавателей Елены - знаменитые композиторы А.С. Аренский и С.И.Танеев.

Услышав в ее исполнение Концерт ре минор Моцарта, Василий Сафонов в 1888 году взял Елену ее в свой класс сразу на старшее отделение, а в 1890 году девушка перешла в класс к приглашенному в консерваторию итальянского пианиста Ферруччо Бузони, который считал Гнесину единственной своей талантливой ученицей. Перед возвращением на родину Бузони пригласил её с собой за границу для совместных выступлений, на что девушка не решилась по причине слишком юного возраста.

Когда в 1891 г. умер отец семейства Фабиан Гнесин, большая семья оказалась без средств к существованию. Нужно было искать работу. И Елена, сама продолжая учиться в консерватории, начинает преподавать игру на фортепиано в одной из гим-назий. Она наблюдала за тем, как устроены уроки в гимназии, вырабатывала собст-венную методику для того, чтобы донести до детей музыкальную грамоту, чтобы обучить их всему, что знает сама. В отличие от консерватории, куда брали только талантливых учеников, Елене пришлось думать, как развивать детей самых обычных. Всё это натолкнуло её на мысль. Почему бы не открыть собственную музыкальную школу?

В 1893 году Елена окончила консерваторию с малой серебряной медалью, и недолгое время концертировала как солирующая пианистка, ансамблистка и аккомпаниатор (выступала в этом качестве она с Л.В.Собиновым)

Как только третья сестра, Мария, завершила консерваторский курс, Гнесины объединили свои усилия в области педагогики, и открыли своё музыкальное учебное заведение. Это случилось 15 февраля 1895 года, открылось «Училище сестёр Е. и М. Гнесиных» (под «Е» подразумевались Евгения и Елена, под «М» - Мария).

Сначала было открыто фортепианное отделение, т.к. школа располагала только одним роялем (на приобретение второго просто не было средств), педагогический «штат» состоял из трёх сестер Гнесиных.

Вначале в школе обучались 20 учеников. Плата за обучение была небольшой, а некоторых учеников сестры учили бесплатно. Радостей и трудностей было много. Основной груз забот лег на плечи Елены Фабиановны, вставшей во главе школы. Впоследствии Елена Гнесина говорила: «Мы старались всегда, чтобы наша школа была не фабрикой музыкантов, а прививала любовь к музыке, искусству, красоте и гармонии жизни. Воспитывать у человека потребность в музыке гораздо важнее, чем научить его владеть инструментом».

Очень скоро после своего создания школа приобрела известность и авторитет.

Со временем преподавательский штат пополнили еще две сестры и один из братьев — Михаил. Сёстры не только вели специальные классы игры на фортепиано и скрип-ке, но и теоретические, хоровые, ансамблевые. Последним дисциплинам придавалось очень большое значение - этим училище Гнесиных существенно отличалось от других частных учебных заведений Москвы. Кроме того, Гнесинское училище было первым в Москве музыкальным заведением, где появился детский школьный хор.

Училище быстро завоевало славу высокопрофессионального музыкального учебного заведения, с замечательной творческой постановкой дела и привлекательной теплой, домашней атмосферой. Благодаря энтузиазму и серьёзнейшей работе училище становится одним из самых лучших частных учебных заведений. Начиная с первого выпуска отсюда выходят многие отличные музыканты. Председателем выпускной экзаменационной комиссии неизменно являлся композитор и пианист А. Б. Гольденвейзер.

Трудно переоценить вклад Гнесиных в развитие отечественного музыкального искусства, их роль в становлении и расцвете педагогики. Трудолюбивые, энергичные, полные стрем-ления посвятить себя распространению музыкальной культуры, они работали дружно и увлеченно. Заботливое и дружеское отношение семьи Гнесиных к учащимся создавало теплую, домашнюю атмосферу, далекую от казенной сухости. Каждый чувствовал, что его не только учат, но и думают о его будущем.

Так как-то сразу этот уютный особняк стал не только учебным заведением, но и гостеприимным домом, в котором жила музыка, царили влюбленность в искусство, увлеченность учебным процессом. Поэтому совсем не случайно одна из газет того времени писала: «Школа Гнесиных симпатична своим общим колоритом, который напоминает музыкальную семью, огромную семью из 200 детей».

Многим ученикам этот маленький особнячок с большими светлыми окнами, куда они спешили на уроки и где жили три сестры Гнесины, стал вторым родным домом. Популярность в Москве всего семейства Гнесиных и их учебного заведения была исключительной. Для людей, тянущихся к музыкальному искусству, имя Гнесиных звучало как символ прекрасного.

Однажды, зайдя как-то в продуктовую лавочку, Елена Фабиановна услышала, как одна из продавщиц шепнула покупательнице: «Посмотри, это сама имени Гнесиных пришла».

Елена Фабиановна вела фортепианный класс и была подлинным реформатором в области обучения детей. С первых шагов она стремилась приобщить маленького ученика к музыке: пела с ним песни, играла ему различные музыкальные примеры, определяя вместе с учеником их характер и выразительный смысл, предлагала подбирать на клавиатуре знакомые мелодии. Попутно рассказывала о музыкальной грамоте, показывала правильную посадку за инструментом. И, конечно, давала массу технических упражнений, объясняя при этом цель каждого из них.

В отечественной фортепианной педагогике Елена Гнесина была и практиком, и методистом. Лучшей иллюстрацией ее метода являются созданные ею сборники «Первые шаги», «Маленькие этюды для начинающих», «Миниатюры для фортепиано», «Альбом детских пьес для фортепиано», «Ладушки», «Перезвон», «Пьески-картинки» и знаменитая «Фортепианная азбука».

Как педагог Елена Фабиановна была строгой и требовательной. Один из гнесин-цев, известный армянский композитор Арам Хачатурян вспоминал: «К ученикам она относилась с исключительной требователь-ностью, настойчивостью. От ее опытного слуха не ускользала ни одна мелочь. Она никогда не считалась со временем, когда речь шла о достижении художественных результатов. Она воспитывала своих учеников по фортепианному классу в лучших традициях пианистической школы».

О любви Гнесиной к детям хорошо известно. Она умела найти к ним подход, заинтересовать их и разговаривала с ними обычно на равных. Когда летом по пригла-шению кого-либо из учителей Елена Фабиановна приезжала на дачу, то всегда собирала вокруг себя ребят. Она увлекала детей игрою в «теневой театр», показывала силуэты разных зверей и птиц, используя различные комбинации пальцев рук. А еще затевала интересные игры, вырезала из бумаги разнообразные фигурки, делая это очень талантливо. На глазах у изумленных ребят появлялись балерины, танцоры, а то и целые хороводы... И все эти поделки Елена Фабиановна дарила детям, так что без подарков они никогда не уходили.

Какой был характер у Е.Ф. Гнесиной? Об этом существовали самые разные мнения. Одни говорили, что она строга, сурова и вспыльчива. Другие - она добра, благожелательна, отзывчива. Кто же был прав? Думается, что правы были и те и другие. Потому что она была нетерпима к лени учащихся, однако говорила: «Я ведь браню только того, в ком толк вижу».

Любовь к шутке была фамильной чертой Гнесиных. Елена Фабиановна, склон-ная к умному и доброму юмору, писала юмористические стихи, устраивала вечера юмора. У неё был даже «Музей глупости» - собрание смешных  изречений. Она могла рассказать что-нибудь смешное и о себе. Вот например: однажды, когда она пришла в гости к Чеховым, денщик доложил о ее приходе так: «Пришла Елена Фортепьяновна!» Антон Павлович и все гости очень смеялись.

В общении с людьми Гнесину отличали простота, естественность, умение найти с любым человеком общий язык. Она являла собой образец доброжелательно-ровно-го отношения к людям, независимо от их служебного положения. Даже официальные письма она всегда писала от руки, чтобы показать тем самым уважительное отноше-ние к адресату. Мысли излагала простым «человеческим» языком, без крючкотвор-ства и канцелярских штампов.

Говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить об одной довольно редко ныне встречающейся черте характера, ей присущей. Это полное отсутствие чувства личной собственности, желания обладать той или иной материальной ценностью. Елена Фабиановна не имела даже своей квартиры. Жила в казенной: в училище. Ей важно было всегда, круглосуточно быть в мире звуков, быть вместе со своими учениками.

Невероятные воля, упорство, энергия Елены Фабиановны сделали возможным тот уникальный факт, что после революции возглавляемое ею учебное заведение не было ликвидировано. В 1919 году она дошла до Луначарского с требованием… национализировать её училище. Она не только становится заведующей в теперь уже государственном училище, но и активно сотрудничает со всеми возможными органи-зациями, связанными с образованием; берёт шефство над провинциальными музыкальными школами, ездит преподавать в детские трудовые колонии, участвует в создании новых учебных программ и пособий.

В следующем году произошло разделение училища на детскую школу и техни-кум с единым руководством. С 1925 г. школа стала носить имя семьи Гнесиных, а Елене Фабиановне присваивают звание Заслуженной артистки Республики.

Уровень преподавания в техникуме стабильно шёл вверх, и теперь, чтобы поступить в Гнесинку, надо было пройти серьёзный конкурс, а чтобы удержаться там - много работать.

Во время войны Елена Гнесина лишь три месяца находилась в эвакуации, работая в Казани. Вернувшись в Москву в январе 1942 года, организовала активную работу училища, и множество мероприятий в помощь фронту. Удивительно, но в это сложное для страны военное время стала актуальной идея создания второго музыкального Вуза. Елена Фабиановна добилась продолжения строительства нового здания, и в 1944 году был открыт Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. По сравнению с консерваторcким курсом здесь делали более серьёзный акцент на педагогическую специализацию. Гнесина стала его директором института и заведующей фортепианной кафедрой.

В 1946 году при институте была открыта специальная музыкальная школа-деся-тилетка. Так сложился комплекс из четырёх учебных заведений: института, училища, спецшколы и детской школы-семилетки, возглавляемых Еленой Фабиановной.

Она, конечно, обладала неиссякаемой волей и энергией и была бессменным руководителем этих учебных заведений на протяжении целых 72 лет!

Так сложилась судьба, что родных детей, родных по крови, у Елены Фабиановны не было. Но тем не менее невозможно даже подсчитать, скольких детей она взрастила и воспитала, скольким дала путевку в жизнь, в прекрасный мир музыки за 70 лет своей деятельности!

Её учениками, ее гордостью стали известные всему миру пианист Лев Оборин, композиторы

Тихон Хренников,

Арам Хачатурян,

Борис Чайковский,

Арно Бабаджанян,

дирижеры

Геннадий Рождественский

Евгений Светланов.

Гнесинцы о Елене Фабиановне

«Елена Фабиановна была педагогом по призванию. Но это лишь одна из многочисленных граней ее таланта. Кто из юных музыкантов не играл ее чудесные детские опусы? Свое композиторское дарование она посвятила созданию детского репертуара, на котором прекрасно воспитывается музыкальная поросль. Тонкий вкус, яркая образность, удивительное знание «адреса» сделали детские композиции Гнесиной неотъемлемой частью той музыки, с которой начинают свой путь юные музыканты» (Евгений Светланов — главный дирижер Государственного оркестра СССР).

«Елена Фабиановна всегда светилась какой-то внутренней духовной красотой... Она сумела привить своим музыкальным «детям», «внукам» и «правнукам» не только благородный вкус, любовь к искусству, но и сознание гражданского долга: музыкант, какой бы он ни был специальности, обязан нести музыку в массы, прививать высокий эстетический вкус… (Б.В. Левик, музыковед).

Умерла Елена Фабиановна 4 июня 1967 года в возрасте 93 лет. В 1969 году в ее квартире при Институте имени Гнесиных был создан мемориальный музей, где полностью сохранена прижизненная обстановка.

В 2004 году перед входом в Концертный зал Российской академии музыки имени Гнесиных установлен памятник Е.Ф.Гнесиной.

Сегодня музыкальные учебные заведения, носящие имя семьи Гнесиных, широко известны в России и за рубежом и ценятся высоким качеством подготовки музыкантов-профессионалов. Их выпускники с легкостью продолжают свое образование в лучших мировых вузах. Безусловно, это происходит благодаря традициям, заложенным Еленой Фабиановной Гнесиной. За годы существования гнесинских учебных заведений их окончили тысячи талантливых учеников. Среди знаменитых выпускников: М.Таривердиев, В.Федосеев, Т.Докшицер, Л.Зыкина, Е.Кисин, И.Кобзон, В.Дашкевич, Д.Тухманов, Л.Казарновская, А.Градский, Н.Кадышева, В.Толкунова, Л.Долина, Н.Бабкина, А.Цыганков, М. Растропович…

Завершить свой рассказ мне хочется словами Тихона Хренникова:

«Я преклоняюсь перед семьёй Гнесиных, их общественная и преподавательская деятельность имеет огромнейшее значение для развития русской музыкальной культуры. Они сделали не меньше, чем семья Рубинштейнов. Их влияние колоссально, они по сути дела определили развитие музыкальной культуры России, музыкального образования в нашей стране»