Государственное автономное учреждение дополнительного образования Свердловской области
«Детская школа искусств № 2 города Каменска-Уральского»
В 2023 году исполняется 200 лет русскому драматургу и писателю Александру Николаевичу Островскому. Александр Николаевич Островский – российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес.
Родился Александр Николаевич 31 марта(12 апреля по новому стилю) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете (1843 г.), после по настоянию отца работал писцом в суде. В судах Островский служил до 1851 года.
«Свои люди – сочтемся!» — произведение, с которого началась слава писателя. Оно было создано в 1849 году, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров. Главными достижениями автора являются такие его работы: «Гроза», «Бесприданница», «Лес» и «Снегурочка». Пьеса «Бесприданница» — это многогранная драма, в которой писатель необычно описывает характеры, точно передает чувства главных действующих лиц. «Гроза» — это реалистическая пьеса, построенная на конфликте старых порядков и новой жизни. В 1873 году вышла трогательная пьеса «Снегурочка». В ее основе лежит народная русская сказка, но талант писателя сделал пьесу самобытной. В биографии Александра Островского почетное место занимает театральное дело.
Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу.
Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр. За годы творчества им создано множество произведений, которые стали классикой драматургии и до сих пор не сходят со сцены. Стоит выделить: «Доходное место», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Женитьба Бальзаминова», «Волки и овцы».
Дом Островского часто посещали известные люди, среди которых И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Иван Тургенев, А. Ф. Писемский, Фёдор Достоевский, П. М. Садовский, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Пётр Чайковский, М. Н. Ермолова .
С 1885 года Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы.
Нельзя сказать, что личная жизнь Островского была удачной. Драматург жил с женщиной из простой семьи – Агафьей, которая не имела образования, но была первой, кто читал его произведения. Она поддерживала его во всем. Все их дети умерли в раннем возрасте. С ней Островский прожил около двадцати лет. А в 1869 году женился на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила ему шестерых детей.
Островский мечтал о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучать профессиональному актерскому мастерству, однако смерть писателя помешала осуществить давно задуманные планы.
Островский умер 2 июня 1886 года в своём имении в селе Николо-Бережки Костромской губернии.
История создания пьесы «Снегурочка» А.Н. Островского
Эта сказка, совершенно нетипичное для драматурга труд, появилась на свет случайно. Труппа Малого театра в 1873 году из-за ремонта переехала в здание Большого. Новая сцена давала большие возможности для привлечения зрителей и Островскому предложили написать сюжет к зрелищному спектаклю с танцами, пением, чтобы задействовать всех актеров труппы.
Автор произведений о реальной жизни, с её неприглядными сторонами, берется за создание пьесы в жанре литературной сказки. Он обращается к народному творчеству, русским былинам и сказаниям, преданиям, обаянию патриархальной жизни, которые вдохновляют его на создание любовной истории о Снегурочке. Сказочная страна с фантастическими событиями в ней была совершенно необычным сюжетом для его творчества. Ведь все его пьесы реалистичны, полны сатиры, а в этой он использует иносказания.
Такого лиричного и необычного сюжета у него еще не было. Он тщательно изучает устное народное творчество, быт, старинные обряды, предания. Обращение к “Слово о полку Игореве” помогло ему найти ритм произведения.
При написании пьесы Островский использует новый прием. Он создает ритмичное полотно, без рифмы, но стихами, в стиле русских и украинских народных сказок с описанием языческих обрядов, где миф и действительность искусно переплетаются.
Вместе с молодым и бесконечно талантливым Петром Чайковским драматург создает ярчайшее в его творчестве произведение. Критики сошлись во мнении, что благодаря одновременному созданию текста и музыки, получился гармоничный спектакль. Композитор был вдохновлен волшебством пьесы Островского и, перерабатывая народные мелодии, легко и быстро писал музыку.
В отличие от Жуковского, Пушкина, Ершова Островский создает сказку-драму. В основу сюжета автор взял сказание о девочке-Снегурочке, дочери Мороза и Весны, погубленной любовью, которую зажег в её сердце Ярило- Солнце. Он создал сказочный мир берендеев, в котором ревностно сохраняются традиции и законы, а в образе царя Берендея описал черты мудрого правителя.
Закончил романтическую сказку Островский в свой юбилей, в день пятидесятилетия, и через месяц состоялась премьера. Новаторство драматурга приняли не сразу и не все, уж слишком категорично отличалось новая история от его прежних реалистичных, обличающих недостатки общества творений.
Сам писатель очень любил и ценил свою “весеннюю сказку”.