Государственное автономное учреждение дополнительного образования Свердловской области
«Детская школа искусств № 2 города Каменска-Уральского»
Иоганн Штраус – великий австрийский композитор, дирижёр и скрипач. Его называют «королем вальса» он написал около 500 танцев, большинство из которых – вальсы. Автор 16 оперетт.
Иоганн Штраус – младший вошёл в историю мировой музыки как создатель классического венского вальса и по праву заслужил звание «КОРОЛЯ ВАЛЬСОВ». Его перу принадлежат более 160 произведений этого жанра. Королём вальса его окрестили не потому, что им написано такое внушительное количество вальсов, а потому что его вальсы – это чудо, это сказка, это загадка! Свой первый вальс он написал в 6 лет, а самый ликующий свой шедевр «Весенние голоса», создал в 73 года!
Слово «вальс» пришло к нам из немецкого языка, оно означает «кружиться». 200 лет назад в столице Австрии - Вене начали танцевать этот прекрасный танец. Он так захватил всех без исключения, что его стали танцевать не только аристократы на балах во дворцах, но и простой народ.
И танцуют по сей день. В австрийской столице ежегодно проходят свыше 300 балов, от традиционных балов представителей разных профессий до государственных - Университетский Бал, Офицерский, Бал фармацевтов и кондитеров, юристов и врачей. Последние 10 лет в Вене проходит даже Русский Бал!
Иоганн Штраус родился в октябре 1825 года в Вене, в семье богатой музыкальными традициями. Его отец, тоже Иоганн Штраус, в год рождения сына организовал собственный оркестр и своими вальсами, польками, маршами завоевал известность во всей Европе. Что мы сегодня знаем об Иоганне Штраусе–отце? Первым он получил титул Король вальса. Из его сочинений – на слуху, пожалуй, только Марш Радецкого, а имя его находится в тени имени сына, тоже Иоганна Штрауса, который получил титул «короля вальсов» от отца по наследству. Иоганна Штрауса старшего по праву считают родоначальником музыкальной династии Штраусов: творческое наследие композитора насчитывает 251 творение.
В 19 лет Штраус основал небольшой оркестр, с которым впервые дебютировал как дирижёр в ресторане Дом-Майора в городе Хитциге. Музыка Штрауса на первом же выступлении поразила публику, свой заключительный вальс Иоганн повторил 19 раз перед поющей, кричащей от восторга толпой. Утром мальчишки, размахивая газетой «Весенние новости», кричали сенсационную новость: «Добрый вечер, Штраус - отец! Доброе утро, Штраус - сын!». За 2 часа Иоганн покорил Вену. С этого дня началось восхождение к «олимпу славы» Штрауса – сына.
Остановить головокружительный взлёт сына-конкурента Штраус-отец уже не мог. Оркестр «молодого Штрауса» получал всё более выгодные заказы, и ни один бал в Вене не мог обойтись без его вальсов. К тому же, композитор сразу же проявил деловую хватку: он разделил свой оркестр на небольшие ансамбли, чтобы иметь возможность давать концерты в нескольких залах одновременно, и объезжал их все за вечер, успевая продирижировать хотя бы одним произведением. Публика была без ума от Штрауса. Играл он, как вспоминали современники, виртуозно, в бешеном темпе. Его сравнивали с Николо Паганини.
В 1855 году Штраус получает приглашение дирижировать концертами в Павловске под Петербургом. Весной 1856 года российские газеты известили о прибытии знаменитого маэстро Иоганна Штрауса. Мог ли он тогда предположить, что с тех пор ни одна страна, где он станет желанным гостем, не будет его так властно манить к себе, как Россия? И живя здесь по полгода, почти десять лет подряд, он будет отказываться от выгодных гастролей, чтобы снова и снова окунуться в колдовство белых петербургских ночей, бродить тропинками маленького живописного Павловска, играть под сводами его вокзала С 2002 года в музее-заповеднике "Павловск" проходит музыкальный фестиваль "Большой вальс в Павловске", посвященный - возрождению традиций знаменитых Штраусовских сезонов, которые почти 200 лет назад привлекали в Павловск великосветскую публику из Петербурга.
Памяти великого маэстро в городе Павловске, близ Санкт-Петербурга установлен памятник. Композитор пять раз посетил Россию, где выступал с оркестром на летних Павловских сезонах. Там Иоганн познакомился с Ольгой Смирнитской и попросил руки девушки. Однако родители Ольги не пожелали отдать дочь иностранцу. Музыкант посвятил русской музе вальс «Прощание с Петербургом».
Композитор был на пике славы. В 1872 году он получил приглашение дать несколько концертов в США. Концерты были организованы с американским размахом. Слушала Штрауса вся Америка. О гонорарах маэстро его собратья по цеху говорили благоговейным шёпотом. А оркестры, которыми он дирижировал здесь, вполне могли составить население небольшого городка. Так, в Бостоне вальс «На прекрасном голубом Дунае» исполнял оркестр из двух тысяч музыкантов!
Самый поэтичный вальс Штрауса – «Голубой Дунай», который наряду с «Маршем Радецкого» Штрауса-отца стал неформальным гимном Австрии. Под него даже не принято танцевать.
Музей Штрауса - это скорее квартира-музей, чем целый дом. Он занимает первый этаж, где собраны многие раритеты, в том числе музыкальные инструменты, принадлежавшие Штраусу, старинная мебель, картины, иллюстрирующие работу Штрауса как композитора, музыканта и дирижера, партитуры вальсов, полек и кадрилей, а также вещи, повествующие о личной жизни музыканта.
Уже после смерти, доказательством мирового признания таланта, и того неоценимого вклада, который внес Иоганн Штраус в развитие мировой классической музыки, стало торжественное открытие в Вене, золотого памятника Иоганну Штраусу, созданного скульптором Хелмером. Памятник Штраусу-сыну в городском парке - один из главных символов города, ведь как говорят австрийцы: «Без Штрауса нет Вены!»