Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Методической культурой  должен обладать каждый участник образовательного процесса. Методическая культура учителя состоит из двух компонентов. Первый - это умение разработать практически значимый, конкретный урок, занятие, мероприятие и т. д. Второй - это умение видеть за конкретными материалами, действиями закономерности.

Это закономерности и составляют суть методики, педагогической технологии. Отсутствие того или иного компонента сказывается на методике губительно. Так, если нет конкретных материалов, которые другой учитель может взять себе  на  вооружение,  остаются пустые рассуждения и общие слова. Они могут быть правильными и красивыми, но за ними не стоят конкретные действия. Если нет второго компонента (методического обобщения), то материал превращается в простой конспект урока, занятия. Он даже может быть интересен, но другой учитель взять его не сможет. К. Д. Ушинский отмечал, что передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта? Вот эта мысль, обобщающая конкретику и должна составить суть методики, методических рекомендаций.

Цели методической работы

Цель методической службы образовательного учреждения - повышение уровня профессионального мастерства педагогов. Кроме того, в ситуации перехода образования на качественно иной уровень, не менее важной целью становится научно-методическое обеспечение условий работы педагогов и всего образовательного учреждения в режиме развития.

Основные задачи методической службы образовательного учреждения

  • обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации;
  • выявление педагогических традиций в данном образовательном учреждении;
  • обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
  • подготовка  методического  обеспечения  для  осуществления  образовательного процесса;
  • анализ качества работы педагогов в режиме функционирования;
  • приведение  методического  обеспечения  учебных  предметов  в  соответствие  с методическими требованиями,  предъявляемым  к документам в  области образования, учебным планами программам;
  • помощь в профессиональном становлении молодых (начинающих) педагогов;
  • организация педагогических поисков новых технологий, форм и методов обучения;
  • выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
  • повышение  качества  проведения  учебных  занятий  на  основе  внедрения новых педагогических технологий;
  • анализ, апробация  и  внедрение  нового  методического  обеспечения образовательного процесса;
  • разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
  • организация  взаимодействия  с  другими  учебными  заведениями,  научно-исследовательскими  учреждениями  с  целью обмена  опытам  и  передовыми технологиями в области образования и др.

Основные направления методической службы

Организационно-методическое направление:

  • организация методической службы, которая определяет основные направления и формы работы по повышению квалификации и формированию кадрового потенциала.
  • обновление программного обеспечения учебно-воспитательного процесса дополнительного образования;
  • участие в разработке программы развития образовательного учреждения;
  • сотрудничество с СОМЦ Министерства культуры Свердловской области;
  • оказание различной помощи педагогу в организации учебного процесса; изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей и проблем;
  • подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников образовательного учреждения;
  • организация  и  проведение  фестивалей,  конкурсов,  предметных  олимпиад, конференций обучающихся;
  • методическая поддержка преподавателей и концертмейстеров, вышедших на аттестацию;
  • развитие методических традиций школы;
  • ведение внеклассной работы (концерты, выставки и т.д.)
  • помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;
  • педагогический совет по проблеме.

Информационно-аналитическое направление:

  • формирование  банка  педагогической  информации  (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
  • ознакомление  педагогических  работников  с  новинками  педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
  • информирование  педагогических  работников  образовательных  учреждений  о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
  • работа с электронными ресурсами.

Аналитическая деятельность:

  • мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения;
  • создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения (с методической точки зрения);
  • изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;
  • выявление затруднений  дидактического и методического характера в образовательном процессе;
  • сбор и обработка информации о результатах  учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;
  • изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.

Методическая работа с молодыми специалистами:

Молодые специалисты должны при необходимости получать помощь и консультации по интересующим их вопросам методики преподавания, педагогике, психологии, что способствует повышению их профессиональной и методической компетенции. Результаты деятельности преподавателей (методические разработки, доклады и дидактический материал оформляются и содержатся в методическом кабинете  для использования всеми желающими).

Инновационная деятельность направлена на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала коллектива в целом. В ДШИ это:

  • Долгосрочный методический проект школы (2020-2025): Развитие методического потенциала педагогического коллектива на основе традиционных и современных методов преподавания в ДШИ.

Цель:

- активизация творческой деятельности преподавателей;

- коллективный поиск нового.

Задачи:

- оказание действенной помощи всем членам педагогического коллектива;

- создание  условий  для  творческого  взаимообмена  участников, повышение   профессиональной   компетентности   преподавателей;

- привлечение преподавателей к более активным формам методической работы. 

Тема 2020-2021:

Игра – дело серьёзное, или мотивация учебной деятельности на начальном этапе обучения в ДШИ через игру.

Основная цель выбранной темы заключается в том, чтобы показать, как средствами  игры можно развить у учеников познавательный интерес, чтобы на уроках детям было нескучно, соединить замечательный мир детства с прекрасным миром искусства.

Педагогическая цель определила следующие задачи:

- определить роль и место дидактических игр в развитии познавательного интереса учащихся;

- формирование мотивации обучения младших школьников в первый год обучения.

  • корректировка и разработка новых локальных актов;
  • совершенствование модифицированных учебных программ;
  • разработка рабочих программ по ФГТ;
  • Разработка и коррекция дополнительных общеразвивающих программ в области искусств;
  • разработка и совершенствование сайта школы;
  • применение в учебном процессе инновационных методов и форм обучения: интегрированные уроки, экзамен-конкурс, проведение внеклассных воспитательных мероприятий с привлечением новейших информационных средств обучения: создание видеофильмов, слайд-шоу, использование в работе преподавателей Интернет-ресурсов, мультимедиа технологий.

Повышение квалификации педагогических кадров  через:

  • аттестацию;
  • составление портфолио;
  • подготовку совместных с детьми концертных выступлений;
  • психолого-педагогические и методические семинары;
  • мастер-классы;
  • конкурсы и фестивали педагогического мастерства;
  • конкурсы и фестивали для учащихся;
  • обобщение педагогического опыта: разработку методических рекомендаций, докладов, тестовых и контрольных материалов;
  • открытые уроки;
  • методические сообщения;
  • взаимопосещения уроков;
  • консультации.

Разнообразие форм и методов позволяет каждому преподавателю принять участие в методической работе и повышении своего педагогического уровня.

Культурно - просветительское направление  является одним из приоритетных направлений в деятельности школы. Это:

  • организация и проведение конкурсов, фестивалей, выставок и других культурно-массовых мероприятий, как для учащихся школы, так и для жителей города; 
  • работа с родителями;
  • сотрудничество со школами;
  • взаимодействие с другими структурами, организациями, учреждениями.

Основные формы и виды методических работ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

ГРУППОВЫЕ

КОЛЛЕКТИВНЫЕ (ФРОНТАЛЬНЫЕ)

  • консультации руководящего персонала;
  • самообразование (самовоспитание);
  • моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого преподавателя и концертмейстера;
  • проведение открытых уроков;
  • представление методических сообщений, докладов, разработок, публикации подготовленных методических

материалов и представление их в конкурсах педагогического мастерства различного уровня;

  • оформление портфолио и составление самоанализа в рамках аттестации;
  • курсы повышения квалификации;
  • стажировки.
  • тематические семинары;
  • взаимопосещении уроков и внеурочных мероприятий;
  • работа методических секций;
  • творческие отчеты;
  • методические семинары;
  • деловая игра.
  • педагогические советы;
  • конкурсы педагогического мастерства;
  • творческие отчеты по самообразованию;
  • работа педагогического коллектива над единой методической темой
  • заседания отделений (по направлениям);
  • тематические семинары, мастер-классы.
  1. Виды методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства:
  • курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);
  • авторские лекции и семинары;
  • обучающие семинары;
  • теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);
  • школьная методическая подготовка педагогов (повышение  квалификации учителей по актуальным вопросам  современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);
  • участие в работе сетевых сообществ Интернета;
  • научно-методические конференции;
  • круглые столы;
  • мастер-классы;
  • постоянно действующие семинары;
  • единые методические дни по учебным дисциплинам;
  • методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);
  • самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;
  • наставничество;
  • консультирование по научно-методическим вопросам;
  • индивидуальная методическая помощь;
  • стажировка;
  • работа над личной методической темой;
  • выполнение  авторских  разработок  (образовательных,  целевых  комплексных программ и др.);
  • инновационная работа;
  • экспертиза результатов педагогической деятельности;
  • творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли и др;
  1. Виды методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:
  • инновационная работа;
  • разработка авторских программ, учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию регионального и школьного компонента;
  • разработка методических рекомендаций по реализации содержания учебной программы;
  • работа в творческих группах;
  • научно-практические конференции;
  • практические семинары по направлениям деятельности образовательного учреждения;
  • фестивали (например, педагогических технологий);
  • открытые уроки;
  • мастер-классы;
  • творческие отчёты;
  • конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;
  • презентации авторских разработок (авторских,  адаптированных  программ, элективных курсов);
  • публикации авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.;
  • печатные издания школы, в том числе на электронных носителях и др.
  1. Виды информационно-методической работы:
  • изучение информационных запросов педагогических кадров;
  • формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;
  • обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;
  • создание банков программ, авторских разработок;
  • создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов;
  • разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям;
  • организации научно-методической и инновационной работы;
  • размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте;
  • освещение деятельности педагогов в СМИ и др.