Государственное автономное учреждение дополнительного образования Свердловской области
«Детская школа искусств № 2 города Каменска-Уральского»
Есть уже немало статей о пользе музыкального, творческого образования. Это и интеллектуальное, и эмоциональное развитие личности ребенка, и еще многое другое, что является неоспоримым фактом. Однако, при всей очевидной пользе, количество детей, бросивших занятия в ДШИ, остается высоким. Почему?
Такие слова произносят многие родители, когда приводят ребенка поступать в ДШИ. Хорошо… Приемная комиссия прослушала ребенка, оценила данные, зачислили. Начинаются занятия, и тут выясняется, что, оказывается, надо посещать целый комплекс предметов, почти каждый день, да еще и домашние задания выполнять! «Мы думали, что он просто будет песенки петь...». Вот здесь надо сразу понимать, что ДШИ - это школа, хоть и дополнительная, а не кружок по интересам. Совет: «Запомните и поймите непреложную истину, что даже, если у Вашего ребенка ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ способности, ему все равно предстоит много заниматься и трудиться».
Такую фразу иногда можно услышать от родителей ребенка, уже поступившего в ДШИ. Совет здесь один: решите этот вопрос до поступления САМОСТОЯТЕЛЬНО!
Конечно, о пользе творческих занятий, даже их лечебных эффектах, написано немало. Но нельзя понимать все буквально. ДШИ - не лечебное учреждение. Вряд ли можно вылечить астму только вокальными занятиями. А сколько приводят детей с лишним весом, сколиозом, плоскостопием поступать на хореографическое отделение, сильными дефектами речи на театральное отделение. Поверьте, даже, если улучшения наступят, то не те, которых вы ожидаете. Совет: доверяйте своего ребенка только специалистам. Пусть каждый занимается своим делом: врач - лечит, а преподаватель - учит.
Многие родители тоже учились в ДШИ, кто успешно окончил, а кто нет. Ситуации бывают разные. Но уж если вы его привели, значит, не все так плохо было. Многие во взрослом возрасте жалеют об упущенных возможностях, о том, что бросили ДШИ, и нередко признаются, что просто ленились. Совет: не проецируйте свой неудачный опыт на ребенка, а лучше помогите ему тем, чем можете. Запрограммируйте успех!
Не будем рассуждать о понятии «свободное время». Скорее всего, надо грамотно его распределить. Многие родители пытаются «объять необъятное». Бассейн, английский язык, спортивная секция, танцы, ну и в придачу ... школа искусств. С такой нагрузкой могут справиться не многие, или занимаются «по верхам», так сказать везде и нигде. Вот и бросают ДШИ, так и не получив даже поверхностного представления об искусстве. А ведь тем, кто занимается только в общеобразовательной школе и в ДШИ, приходится нелегко. Совет: не перегружайте ребенка дополнительными занятиями, выберите то, что он в состоянии охватить и освоить в полном объеме, качественно.
«Мой ребенок ничего не понимает в этом предмете, и вообще разрешите нам его не посещать». А посещать ОБЯЗАТЕЛЬНО надо - другого варианта нет. Вы учите буквы с ребенком, чтобы научить его читать, а цифры, чтобы считать. А разве это легко на первых порах? Поверьте, ничего ужасного в предмете сольфеджио нет. В большей части, это знание музыкальной грамоты. Надо выучить ноты, правила, научиться применять их на практике. Программа по этому предмету выстроена по принципу: от простого к сложному. Конечно, надо приложить усилия, стараться и не пропускать занятия, регулярно делать домашние задания. Сольфеджио - это та теоретическая основа, без которой невозможно стать музыкантом. Совет: проявите усердие и терпение, так же как при обучении письму, чтению и всему, чему уже научили своего ребенка (говорить, ходить, самостоятельно одеваться, завязывать шнурки и др.). Поверьте, все у нас получится!
А для себя, это как, позвольте спросить? В пол силы или некачественно? Разве для себя и своего ребенка вы не хотите самого лучшего? Скорее всего, здесь кроется попытка получить некоторые послабления в занятиях. А зачем? Столько за годы обучения тратится усилий Ваших, ребенка, преподавателей. Совет: поставьте перед ребенком верную цель - добиться максимально хороших результатов в учебе и творчестве, в силу его возможностей, поддерживайте его. А после этого и о выборе профессии можно подумать и поговорить...
Конечно, выступление на сцене - это своеобразный творческий отчет, итог учебной работы. Существуют различные сценические площадки, как школьные, так и городские, конкурсные и концертные. Выступление на них - момент волнительный, крайне эмоциональный. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к вопросу публичных выступлений, тем более не заниматься коллекционированием кубков, дипломов, медалей и грамот. Конечно, это сложно сделать в ситуации повсеместного информационного прессинга шоу-ТВ, где все «звезды» на всеобщей ярмарке тщеславия. Но судьба ребенка в Ваших руках, Вам решать. Совет: объясните ребенку, что «без труда не выловить и рыбку из пруда». Сначала труд, ежедневный и кропотливый, а потом уже сцена, на которую выходишь, прежде всего, чтобы подарить людям радость, самому насладиться творчеством.
Такое можно услышать уже после первого полугодия занятий. Но если он уже зачислен, значит, преподаватели увидели эти способности и готовы его обучать. Не довольны результатом? Ожидали большего? Наверное, дело не в способностях, а в необходимом периоде времени, усердии и трудолюбии. А уж если на конкурсе ребенок занял второе место, а не первое... Все, точно нет способностей. Хотелось бы успокоить вас. Во-первых, все конкурсы субъективны, во-вторых, ребенок мог не справиться с волнением, в-третьих, что-то не доучил - вот и ..., в-четвертых, почему это вдруг второе-третье место стало таким уже плохим? Совет: поддерживайте любой творческий результат Вашего ребенка, дайте ему понять, что вы все равно его любите и гордитесь его успехами, и если что-то не получилось сегодня, то обязательно получится завтра!
Иногда происходит и такое. Заметив, как радостно светятся глаза ребенка от предвкушения творческих занятий, как они стали для него важны и дороги, некоторые родители начинают шантажировать его. Этот метод воспитания плохо работает. Вы не добьетесь ничего положительного, а лишь уничтожите то, что достигнуто с таким большим трудом. Ребенок - не марионетка. Если Вы будете постоянно дергать за эти ниточки, то просто рано или поздно оборвете их, и, в конце концов, ребенок бросит ДШИ. А разве Вы этого хотели? Наверное, нет. Совет: ищите другие способы для мотивации ребенка на выполнение важных для Вас дел. Дополнительная школа - это дополнительный труд, а не удобный инструмент для манипулирования.
Такое решение принимают некоторые родители и дети по разным причинам. Что ж, воля Ваша, но очень жаль! И даже грустно не от того, что силы потрачены зря. А от того, что ребенок получает свой первый опыт начать какое-либо дело и не завершить его на полпути со словами «Не хочу, мне надоело, больше не нравится». А вдруг он перенесет его и на другие случаи в жизни, зная, что при первых же трудностях можно спасовать, отказаться от усилий и борьбы? Совет: поговорите с ребенком и постарайтесь разобраться в причинах такого решения, посоветуйтесь с педагогом. Используйте любую возможность, которая поможет успешно закончить ДШИ.
В искусство нет прямой дороги,
Туда нельзя купить билет.
Талант - лишь допуск на пороги,
А дальше - труд и поиск лет!
Уважаемые наши родители и ребята! Мы, коллектив преподавателей, хотим, чтобы вы учились в нашей ДШИ, хотим вместе пройти дорогой творчества и добра, мы с радостью и волнением ждем вас!